О себе

ЭССЕ

«Я - ПЕДАГОГ»


«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников.»

К. Гельвецкий

Вечер. Закончилась моя рабочая смена. Игрушки, книжки и все детские принадлежности на своих местах. В группе непривычная тишина. Позади шумный, но очень продуктивный день: сделали с ребятами поделки, разучили новое стихотворение, повторили прямой и обратный счет, оформили мини-выставку. У Димы получилось застегнуть пуговицы на рубашке, а Саша стал лучше работать ножницами и смог довести дело до конца. Когда стали приходить родители, я постаралась каждому из них рассказать о достижениях их чада. Отмечаю для себя - как важно (и для детей, и для родителей) об этом говорить. После таких сообщений я вижу как родители на какое-то время даже стряхивают с себя какой-то груз. В глазах гордость. А дети при этом улыбаются: «Я еще не то могу!».

Сегодня большую часть времени дети проводят в детском саду. Родители, часто озабоченные проблемами на работе и в быту, больше общаются с компьютером, по телефону, чем с собственными детьми. Изменить сложившуюся ситуацию сложно, но помочь детям счастливо проживать период дошкольного детства — это в моих силах. Я воспитатель! Я педагог! Важность этой должности подтверждается словами Платона: «Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек... Эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве».

Я уверена, что у каждого человека на Земле есть свое предназначение. Оглядываясь назад, понимаю, что цепь событий, вследствие которых я пришла работать в детский сад, была кем-то упорядочена. В эту профессию я пришла не сразу. Возиться с малышами мне всегда нравилось, но после школы я выучилась на швею, потом — замужество и рождение первого ребенка. Моя свекровь - Андросова Галина Николаевна, которая всю жизнь посвятила дошкольному образованию, наблюдала с каким удовольствием и интересом я занимаюсь с сынишкой. Вот она однажды и предложила мне получить профессию воспитателя. Я прислушалась к ее совету. Быстро пролетели 4 года моей учебы в Обоянском педагогическом колледже. Только, приступив к работе в детском саду, я осмыслила слова К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Сейчас я с улыбкой вспоминаю начало своей карьеры: и хорошее, и моменты, которые не очень хочется вспоминать. Но без плохого, не было бы и хорошего. Как гласит народная мудрость «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

За годы работы у меня сформировались собственные педагогические позиции:

-по-настоящему любить детей, и только тогда работа с ними будет эффективной, приносящей радость;

-по-настоящему понимать детей. Придерживаюсь принципа: надо, чтобы не ребенок тебя понимал, а ты — ребенка;

-уметь спускаться с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение;

-тесный контакт с родителями.

«Педагоги и родители, - говорил В.А. Сухомлинский, - должны действовать как два скульптора, у которых не должно быть противоположных позиций».

Начиная свой профессиональный путь, я считала, главное в профессии воспитателя - любить детей. Сейчас я думаю так же, но любовь должна основываться на понимании того, что:

а) Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Я. Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др. Поэтому я стараюсь создать такие условия, чтобы дать возможность каждому ребенку здесь и сейчас самостоятельно пережить, прочувствовать, проиграть свое дошкольное детство, накопить свой жизненный опыт. Мы с детьми творим, экспериментируем, участвуем в конкурсах, акциях, проектах. При этом каждый ребёнок может найти себе занятие по душе, проявить свою инициативу и самостоятельность. Здесь мне на помощь приходят технологии проблемного обучения, социо-игровые технологии. Через игровое взаимодействие дети учатся сотрудничать друг с другом, договариваться, уступать, проявлять уважение к мнению другого.

б) Рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, со стремлением постоянно совершенствоваться во всех отношениях. Поэтому я немало времени уделяю самообразованию; регулярно делюсь своими педагогическими находками с коллегами через выступления на педсоветах, мастер-классы.

Сегодня я более осознанно подхожу к осознанию своего предназначения в профессии. На эту тему можно рассуждать долго и разнопланово. Основная моя миссия в профессии созвучна со словами Агаты Кристи: «Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека - счастливое детство». И еще немаловажно: мой труд лежит у основания долгого пути ребенка к знаниям. Главное не дать угаснуть врожденному инстинкту - познавать мир и развиваться, чтобы в школу ребенок пошел с большим желанием учиться.

Завтра будет новый день. Группа наполнится звонкими голосами ребятишек. Нас с ними ждут новые дела, открытия, достижения. На мне лежит ответственность - заботиться, заинтересовывать, помогать ребенку развиваться, быть значимым и успешным. Это очень важно для начала жизненного пути человека.